Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Открытие выставочного проекта "Ураган времени"

07.11.2017, 22:26      Новости Хабаровска

“Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания”.

Алексей Толстой.

7 ноября в Дальневосточном художественном музее открылась уникальная выставка "Ураган времени", посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

В этом году отмечается 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Практически все ведущие музеи мира откликнулись на это событие рядом экспозиций и выставочных проектов. О причинах и последствиях этого события дискуссии продолжаются и спустя 100 лет. Но никто не оспаривает того факта, что этот переломный момент в жизни нашего государства не только изменил ход его истории, но и оказал огромное влияние на сознание, образ жизни и мыслей его граждан. Все это, без сомнения, не могло не отразиться в искусстве, поэтому произведениям историко-революционного содержания принадлежит очень большая роль, и они составляют самый обширный и важный раздел исторического жанра.

На выставке представлено около 50 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания Дальневосточного художественного музея. Многие произведения показаны впервые.

Прежде всего, искусство отозвалось на революционные события произведениями тех боевых агитационно-массовых его видов, что получили развитие с первых же дней существования Советской власти и, особенно в условиях гражданской войны - в политических плакатах.

Классиком и одним из основоположников советского политического плаката по праву считается В.Н. Дени. Его плакат «Помоги! Вступайте в ряды М.О.П.Р.» и сейчас покоряет выразительностью образа.

В.И. Курдов , один из организаторов и создателей плакатов «Боевой карандаш» , представлен на выставке серией работ в стиле революционной сатирической графики. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи, нарочитый примитивизм языка способствовал быстрой доходчивости того, что изображалось на плакате, его остро агитационной направленности.

Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Первоначально многим из художников всю сложность чувств перед лицом трагических событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Именно в это время блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, который представлен на выставке творчест­вом таких художников, как Д. Штеренберг, Л. Величковская, Н. Наумов, В. Беляев, В. Викулов.

В 20-е годы для сферы духовной культуры России была характерна достаточная свобода. Это один из самых интересных периодов в истории советского изобразительного искусства. На какое-то время общими задачами «борьбы за новую культуру» революция объединила художников самых разных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Именно их идейный и художественный спор, столь острый в искусстве первых лет советской власти, делает картину художественной жизни того времени такой напряженной. Наибольшую силу из многочисленных объединений художников набирает АХРР (Ассоциация художников революционной России) , пользующаяся официальной поддержкой государства. Организация, открыто, программно стоявшая на революционных позициях, АХРР возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок.

В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И они действительно стремились «художественно-документально запечатлеть» жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев. «Ахрровцы», как правило, работали во всех основных жанрах советской живописи.

На основе личных впечатлений М.Б. Греков создает героическую летопись подвигов Красной Армии в гражданскую войну, документируя подвиги Первой конной армии Буденного.

Свой вклад в создание «Ленинианы» и «Сталинианы» вносят И.Э. Грабарь («Ленин у прямого провода») и А.Н. Арженников («Портрет товарища Сталина») .

В 30-е годы закономерно обращение к портрету, в котором сочетаются сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи, отображающей социально-общественное лицо модели. Над развитием такого портрета-типа работает С.В. Малютин («Волжанин») .

Г.Г. Ряжский оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей самое деятельное участие в строительстве нового мира («Девушка в полушубке») .

Целую галерею образов бойцов революции найдем мы в творчестве Ф.С. Богородского в полюбившихся ему лихой отвагой матросах («Матрос») .

А.Н. Самохвалов в своих картинах, стремясь передать дух современности, создает образы «героинь труда и спорта», своего рода современных богинь, окружённых романтическим ореолом («Девушка в розовой майке»).

Большое внимание, естественно, уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. К этой теме обращается в своей работе «Выпуск чугуна» Котов Н.Г.

Некоторые художники стремились создать из своих полотен как бы героические поэмы, в их числе В.С. Сварог, опиравшийся непосредственно на свой опыт агитационно-массового искусства революционных лет («Гибель партизана С. Лазо») .

Новую страницу в истории советского бытового жанра открывает яркий представитель живописной эстетики и последовательный приверженец идеологии АХРР Н.Б. Терпсихоров («Ликбез на севере») . Его работы посвящены «радостям мирного быта» и «борьбе с пережитками буржуазного общества».

К жанру картины-повести о народной жизни, который в XIX веке столь талантливо развивали русские реалисты, обращается Г.К. Савицкий («Ломовые на стройке»).

Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве С.В. Герасимова. В его простых по сюжету лирически-задушевных пейзажах окружающая реальность неразрывно соединилась с воспоминаниями о русской провинциальной старине («Пейзаж с домом») .

Работа А.А. Лабаса «У вокзальной площади» - свиде­тельство иного порядка — сопере­живание времени, его эмоциональ­ная правда. Для того поколения, к которому при­надлежит художник, говорить о революции было равнозначно тому, что говорить о себе. Его картины — ожившая атмосфера эпохи в любимой теме: человек и город.

В произведениях последующих лет историко-революционная тема решается многопланово. Принимая эстафету от старших художников и обращаясь к временам своих отцов и дедов, мастера 60– 80–х годов сумели добавить много волнующе интересного к тому, что было сказано нашим искусством о тех временах.

Хабаровские художники создают овеянные «революционной романтикой» полотна о Гражданской войне на Дальнем Востоке.

Произведения Г. Палкина всегда узнаваемы по выразительному сюжету, композиционной цельности, точности изобразительных элементов и техническому мастерству.

В.Н. Высоцкий , для которого кумирами в творчестве были передвижники, главной в своем творчестве считал тему партизанской войны на Дальнем Востоке («Рейд приамурских партизан») .

Темпераментная пастозная живопись В. Степанова в картине «За землю, за волю» создает своеобразный поэтический образ, присущий народной былине с ее эпичностью и героикой.

Сюжетами графических листов В. Чайки стали исторические события на Дальнем Востоке. Отличительные особенности его произведений выражаются в своеобразной организации композиции, основанной на динамическом чередовании образов, неожиданных ракурсах и использовании «пустого» пространства в качестве фона.

Художник В.Г. Зуенко в своих офортах сумел не только отразить время, но и за счет декоративности и стилизации придать своим образам монументальность.

Тема революционной борьбы вошла в искусство как тема современная и остается неразрывно связанной с сегодняшней действительностью, с самым передовым в ней. И глубоко закономерно появление на наших выставках все новых и новых историко-революционных полотен, скульптур, графических циклов. Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Экспозиция "Ураган времени" продолжит работу в Дальневосточном художественном музее до 26 ноября.

Источник: https:
 Читайте также:

В Хабаровске определят лучших юных стрелков из пневматического оружия

Городские соревнования с таким названием пройдут 25 ноября. Состязания проводятся управлением по физической культуре и спорту администрации краевого центра при участии МАУ «Хабаровск спортивный» и федерации пулевой стрельбы и стендовой стрельбы Хабаровского края. Соревнования при..

ДВГУПС - победитель Интернет-олимпиад по гуманитарным дисциплинам

Поздравляем победителей Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад (гуманитарные дисциплины) и желаем новых успехов, новых побед, новых достижений! По итогам Интернет- олимпиады студентами заработано – 15 медалей, из них золотая – 1, серебряная – 4 , бронзовая – 10...

Матч «СКА-Хабаровск» — «Локомотив», возможно, станет сенсацией года — мнение болельщика

«Армейцы» сыграют с московским футбольным клубом 27 ноября 24 ноября, AmurMedia. Футбольный клуб "СКА-Хабаровск" в следующий понедельник, 27 ноября, сыграет на стадионе имени Ленина с московским "Локомотивом". Для дальневосточников этот матч станет завершением домашней серии &nda..

Александр Филиппенко: «17 очков «Амура» в домашней серии - это твердая «четверка»

Об итогах рекордной восьмиматчевой домашней серии (6 побед, 2 поражения) и стартующем в Хабаровске турнире лучших юниоров страны - первый вице-президент "Амура", для Russia-Hockey.ru - "Амур" открывал регулярный чемпионат гостевым турне из восьми мат..

Большегрузная техника в Верхнебуреинском районе работает без нарушений

Начальник отдела инспекторской работы в сфере государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Константин Ривкин с рабочей поездкой посетил Верхнебуреинский район. В ходе поездки он провел осмотр работающей на угольном разрезе "Буреинс..

Сертификат на материнский капитал получили более 75 тыс. семей Хабаровского края

За время действия программы материнского (семейного) капитала государственный сертификат в Хабаровском крае получили 75 327 семей. Благодаря материнскому капиталу жилищные условия улучшили более 32,5 тыс. семей на общую сумму свыше 12,5 млрд руб. Улучшение жилищных усло..

Краевые депутаты – единороссы присоединились к Всероссийской научной Конференции, посвященной физическому воспитанию детей

Ирина Белова и Елена Ларионова выступили с докладами на факультете физической культуры Педагогического института Тихоокеанского государственного университетаДепутаты Законодательной Думы Хабаровского края Ирина Белова и Елена Ларионова , координаторы партийных проектов «Единой..

Молодежный бизнес-форум стартовал в Хабаровске

Энергия и настойчивость молодых предпринимателей позволяют добиваться успеха даже в самые сложные времена (ФОТО).В Городском Дворце Культуры Хабаровска стартовал VI Молодежный бизнес-форум «Растущий бизнес». Сегодня и завтра молодые предприниматели города рассмотрят пе..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство